Главная / Галерея / Прикладные программы на OPEN API T-FLEX / Информационно-графическое приложение "ТПО Корабля v2.0"

Программа «ТПО Корабля v2.0» на основе Open API T-FLEX CAD
(«технологическое программное обеспечение корабля»).
ОАО "ПО "Севмаш"

Работа заняла I место на конкурсе "Эксперт 2009", а также удостоена региональной премии им. М.В.Ломоносова в 2008 г.


Предприятие ОАО «ПО «Севмаш» специализируется на строительстве кораблей для подводного флота и морских сооружений. Модернизация тяжелого авианесущего крейсера в полноценный авианосец - это первый опыт для предприятия. В отличие от технологии постройки нового корабля, когда монтаж крупногабаритного оборудования (КГО) производится по мере строительства, модернизация или переоборудование уже построенного требует разработки иной технологии производства работ. А именно, необходима проработка возможности выгрузки (погрузки) КГО из всех помещений корабля через технологические выреза по наиболее рациональным маршрутам. При этом необходимо учитывать особенности корабля и принятой на предприятии технологии. Сложность корабля и большое количество помещений (порядка 2600) вносит дополнительные трудности при организации работ. Частично проблему удается решить использованием мощностей информационных отделов, введением и обработкой различных данных по кораблю в корпоративной сети предприятия. Но вся информация, как правило, представлена в таблицах, диаграммах.

Традиционный подход, используемый электронным документооборотом и электронным архивом при поиске необходимой информации, требует от пользователя открывать большое количество папок в дереве проекта, либо большое количество вложенных таблиц с производными данными, либо помнить обозначение или хотя бы часть обозначения докумета. Навигация по данным, в этом случае крайне неудобна и является одной из основных трудностей для пользователей. К тому же архитектура электронного архива построена на работе с СУБД напрямую, что в принципе правильно, если достаточно пропускной способности сети и архитектура электронного архива или документооборота оптимизирована. На предприятии, на наш взгляд, имеется печальный опыт внедрения электронного архива Лоцман (конечно официально на Севмаше с Лоцманом все хорошо, но на деле - недовольство пользователей слишком медленной работой при пропускной способности сети 100 МБит/сек (внутри отделов) и проложенном оптоволокне между корпусами).

Также к частичным мерам можно отнести различные способы придания наглядности, например, отображение цветом на бумажных экземплярах чертежей, тех помещений и районов, в которых выполнены соответствующие работы. Подобные отчеты инженерно-технического персонала в период проведения оперативных совещаний, как правило, разрознены и не обобщены в одно целое.

Для оптимизации доступа к данным, а также оптимизации управления производством работ на корабле, требовалась разработка программы с применением трехмерной и двухмерной интерактивной графики, т.к. чертежи и таблицы не обладают достаточной наглядностью, а дерево проекта не обеспечивает удобную навигацию по данным. Основные задачи программы:

  • облегчить для инженерно-технических работников и руководителей подразделений понимание сложной архитектуры корабля
  • обеспечить согласованность принятия решений и прозрачность работы различных технических служб, производящих работы на корабле
  • программа должна являться интерфейсом к различным базам данных корпоративной сети предприятия, электронным архивам чертежей, а также других сопутствующих документов, при этом необходимо обеспечить простоту поиска и открытия документов за минимальное время.
Описание программы «ТПО Корабля v2.0»
Первоначально, по теоретическому чертежу и чертежам общего вида, была создана цельная трехмерная модель корабля.

Цельная трехмерная модель корабля, выполненная в T-FLEX CAD 3D. Автор Д.В.Груша

Трехмерная модель была также применена в проекте лесов на откосе дамбы сухого дока

Также предварительно была разработана структура переменных макета корабля с разбивкой по группам. Переменные отвечают за различные функции: цвет, видимость, поиск, пользовательский выбор. Так, каждый элемент, вставленный в макет корабля, расположен на определенном слое, цвет и видимость слоя завязаны на соответствующие переменные, а переменные в свою очередь содержат выражения длиной до 200 символов (обвязка с другими переменными). Общее количество переменных в макете корабля – 5874, слоев – 2800.

Функционал Open API T-FLEX CAD позволяет специалистам предприятий использовать в своих прикладных программах геометрический и математический аппараты системы. При помощи функционала Open API T-FLEX CAD, за две недели было проработано 6 вариантов сборки макета корабля и выбран наиболее оптимальный! Ранее для первой версии программы, разработанной непосредственно под T-FLEX CAD без использования Open API, указанные операции приходилось выполнять вручную, что потребовало около 2.5 месяцев рабочего времени и из-за большой трудоемкости, была возможна проработка только одного варианта.

Редактор переменных макета корабля

Вспомогательное приложение для вставки в макет корабля технологических вырезов

В связи с ограниченностью времени на разработку основной программы, автоматизация труда имела крайне важное значение. Поэтому были разработаны различные вспомогательные программы (более двух десятков) с использованием Open API T-FLEX CAD, чтобы автоматизировать труд самих разработчиков.

Среди вспомогательных программ следует отметить наиболее значимые:

  1. «Автоматическая сборка двух вариантов макетов подсекций (для обеспечения работы программы, как на мощных, так и на слабых машинах), вставка помещений, номеров и сходов в подсекции, ведение таблицы идентификации номеров помещений с подсекциями, а также создание, назначение слоев и переменных для каждого вставляемого элемента»
  2. «Автоматическая сборка макета корабля из файлов подсекций с разделением на помещения. Создание, назначение слоев и переменных для каждой вставленной подсекции и каждого помещения в отдельности, создание управляющих переменных, которые в свою очередь должны быть связаны с переменными диалогового окна управления макетом корабля»;
  3. «Вставка в макеты подсекций вырезов и введение в корпоративную сеть данных по вырезам»;
  4. «Для схем очередности погрузки КГО – присвоение идентификатора каждой ячейке с наименованием оборудования и соответствующей переменной, отвечающей за цвет ячейки в зависимости от стадии погрузки оборудования. Взаимосвязь переменных схем очередности погрузки КГО с макетом корабля и макетами подсекций».

Основная программа «ТПО Корабля v2.0» является интерфейсом и по сути навигатором по различным базам данных корпоративной сети предприятия. Трехмерная графика значительно упрощает поиск информации по отдельным помещениям и выполняемым работам. Одной из основных целей приложения – прозрачность работы различных технических служб, производящих работы на заказе и исключения несогласованности производимых работ. Ежедневно в базу корпоративной сети вводится оперативная информация о производимых работах. Помимо отображения в таблицах, данные отображаются в графике соответствующим цветом. Пользователь выбирает режим отображения данных и приложение выделяет цветом, например желтым, все помещения в которых выполнена погрузка КГО или выполнены окрасочные, изоляционные работы и т. д.

Поиск нужного помещения осуществляется несколькими способами. Пользователь может ввести номер помещения в поле ввода – программа выдаст необходимые данные по помещению (наименование, геометрические характеристики, насыщение оборудованием, номера чертежей конструктивных элементов) откроет соответствующий макет подсекции, выделит цветом, выбранное помещение. Аналогично выбирается помещение в макете корабля. Также пользователь может двойным щелчком мыши выбрать помещение, технологический вырез или сход непосредственно в трехмерном пространстве. Через механизм Open API T-FLEX CAD программа считает данные с графики и производит все вышеописанные действия.

Еще один вариант поиска – выбор района в диалоге (вид на правый борт корабля). Диалог, механизм поиска и отображения реализован на внутренних инструментах T-FLEX CAD без применения программирования: изменение значений переменных, определяющих условие поиска (палуба, подсекция) и присвоение цвета.

Еще одно из преимуществ использования 3D графики в подобного рода приложениях – разграничение цветом различных по назначению районов корабля. В чертеже и на самом корабле принадлежность к тому или иному району можно определить лишь по обозначению, но как быть с теми помещениями, которые проходят через несколько палуб и имеют сложную геометрию, а также с теми помещениями, в которых недавно проведена очистка от покрытия и соответственно обозначение временно отсутствует? Приложение с 3D графикой позволяет распечатывать выбранные районы и использовать их для изучения архитектуры корабля и соответственно для ориентировки на самом корабле.

Программа также содержит небольшой электронный архив схем погрузки и эскизов технологических вырезов: все чертежи и эскизы по выбранному помещению сводятся в одну таблицу для конкретного помещения, открытие необходимого документа производиться программой в течении 2-3 секунды.

Также программа для выбранного помещения предоставляет пользователю весь перечень чертежей верфи с разбивкой по конструктивным группам, а также возможность открытия рабочей конструкторской документации в основном электронном архиве предприятия непосредственно из программы.

Часть графической информации удобно читать в 2D графике, например, схемы очередности погрузки. Использование механизма OPEN API T-FLEX помогает создавать интерактивные схемы, отображающие цветом стадии работ, а также вызывать данные непосредственно из схемы. Например, двойным щелчком мыши на помещении можно вызвать перечень оборудования для выбранного помещения.

Главный принцип разработки: ПРОГРАММА ДОЛЖНА БЫТЬ ПОЛЕЗНОЙ, УДОБНОЙ С ДРУЖЕСТВЕННЫМ К ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ ИНТЕРФЕЙСОМ. Поэтому в текущей версии (см. два последних слайда) все диалоговые окна и таблицы имеют свою позицию и открываются в одном уровне, не перекрывая друг друга, что значительно упрощает восприятие информации, а также вместо справки в программе используются обучающие видеоролики. При разработке таблиц отчетов, за основу берутся привычные для пользователей формы отчетов. Перед началом разработки каждой команды варианты ее интерфейса всегда обсуждаются с потребителями. Работа с пользователями занимает до 20% времени на разработку.

Окна с геометрией макетов можно располагать вертикально, горизонтально и каскадом. В правой части основного окна прогаммы расположена служебная область, содержащая навигационную панель (отображение смежных подсекций), панель переключения режимов (этапов работ), панель состояния (всего, выполнено, не выполнено) для каждого режима.

За счет активного применения принципов ООП форматированный и подробно документированный исходный код программы (серверной и клиентской частей), при достаточно развитом функционале, не превышает 15000 строк. Программой пользуются более 40 инженеров: в основном инженера-строители корабля и производственные мастера цехов-исполнителей, а также инженера отделов подготовки производства. В программе предусмотрена двухсторонняя связь разработчика с пользователями (обмен сообщениями о новых функциях и исправленных ошибках с одной стороны и о найденных ошибках и предложений по доработке - с другой), что является важной составляющей развития программы.

Подобные интерактивные графические приложения применимы для складского хозяйства (в частности хранения и контроля различной оснастки), управления инфраструктурой больших зданий и сооружений, создание интерактивных каталогов продукции машиностроения. Для больших, с точки геометрии объектов, можно использовать 2D графику с аналогичным механизмом работы приложений, например, инженерные сети предприятия, микрорайона (для ЖЭУ) и т.п..

На материалы данной работы было получено разрешение на публикацию в открытой печати.


Программа «ТПО Корабля v2.0» входит в научно-внедренческую работу "Технологическое программное обеспечение комплекса мер по организации работ при модернизации тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКр) "Адмирал Горшков" в Авианосец в ОАО ПО Севмаш", удостоенную региональной премии им. М.В.Ломоносова.

Таким образом, программа «ТПО Корабля v2.0» является только частью большой работы, проделанной группой специалистов, в которую входят конструкторы, программисты и инженеры-строители корабля. Всего премии удостоено девять человек (к сожалению в силу ограничений, наложенных организаторами конкурса), хотя в решении данной задачи принимали участие или оказывали помощь в виде консультаций 14 специалистов.

  • С.В.Максимов - руководитель проекта, разработка, внедрение и сопровождение непосредственно программы «ТПО Корабля v2.0» (в настоящее время «ТПО Корабля v2.0.1») и сопутствующих программ на Open API T-FLEX CAD (ТЗ, проектирование интерфейса, архитектуры программ, анализ предметной области), параметризация макетов корабля и подсекций (ведущий инженер отдела "Военно-техническое сотрудничество")
  • Д.В.Груша - создание трехмерной модели и трехмерного макета авианосца в T-FLEX CAD (конструктор, КО НТУ)
  • А.А.Контиевский - разработка структуры базы данных и программного обеспечения по различным направлениям работ на корабле (нач. бюро, программист, ОАСУП)
  • В.Н.Немцов - выработка требований по интерфейсу программы «ТПО Корабля v2.0», разработка генеральных маршрутов погрузки и схем погрузки крупногабаритного оборудования (КГО) (ведущий конструктор по погрузке КГО на корабль КО НТУ)
  • Г.С. Тристень - возглавил работу по разработке технологической документации и дал зеленый свет для разработки технологического программного обеспечения «ТПО Корабля v2.0» (зам. нач. НТУ)
  • М.Ю.Петров - непосредственный руководитель, дал много дельных советов (нач. отдела КО НТУ)
  • Э.П.Леонов - участник разработки ТЗ, внедрение программы на производстве (технический руководитель работ на корабле)
  • О.И.Митенев - связывание двухмерной графики с данными корпоративной сети (конструктор, КО НТУ)
  • О.Н.Стушкин - разработка алгоритмов обработки информации по кораблю (постановщик задач, аналитик, ОАСУП)
  • Л.А.Контиевская - ведение в базе данных корпоративной сети информации по кораблю (программист, ОАСУП)
  • И.А.Ермухамедов - программа автоматического обновления данных с сервера на машинах пользователей (конструктор, КО НТУ)
  • к.т.н. С.В.Протасова - технический консультант в области ИТ (преподаватель, Севмашвтуз)
  • А.Е.Попов (начальник НТУ, он же главный технолог)
  • А.Ю.Мирзабеков - тестирование и выдача замечаний и предложений по программе (нач. сектора, ПКБ)

Следует также отметить и помощь специалистов ЗАО "Топ Системы", особенно С.Ю.Козлова, в проведении ликбеза по API. Также компания "Топ Системы" пошла на встречу и доработала функционал OPEN API T-FLEX под нашу задачу.

В настоящее время сопровождают и развивают программу два специалиста: С.В.Максимов ведет разработку нового функционала программы программы «ТПО Корабля v2.0.1» (серверная и клиентская части), а также внедрение и сопровождение; А.А.Контиевский организует ввод данных с извещений о выполнении работ в корпоративную сеть.

Обращаем ваше внимаие: публикация материалов сайта без разрешения разработчиков сайта и без ссылок на сайт запрещена.

инженер-конструктор 1 кат. С.В.Максимов (maksimov.sergey@mail.ru)


Главная / Галерея / Прикладные программы на OPEN API T-FLEX / Информационно-графическое приложение "ТПО Корабля v2.0"